Налоговая не придерётся: заполняем транспортную и товарно-транспортную накладную
В продолжение темы грузоперевозчиков: редкий бухгалтер любит заполнять перевозочные документы. А надо. Поэтому сегодня мы поговорим о транспортной и товарно-транспортной накладной: как их заполнять, когда применять, и на что обращать внимание.
Транспортная накладная
Назначение: подтверждает заключение договора перевозки и реальность хозяйственной операции.
Нужна ли при подтверждении вычета по НДС: да.
Особенности оформления: необходимо заполнять 12 раздел, где отражена стоимость перевозки, в случае, если мы заказываем перевозку на стороне. И неважно, кто является заказчиком — покупатель или поставщик.
Также нужно заполнять наименование груза, его описание по УПД, состояние (способ упаковки), количество мест и масса груза. Важным моментом является прописанное место погрузки/выгрузки — склад грузоотправителя и склад грузополучателя. А ещё данные по автомобилю: номер ТС, водитель, дата погрузки и дата выгрузки.
Важно: В споре с налоговой нас спасло тщательное и правильное заполнение 12 раздела транспортной накладной. Хотя стоимость перевозки отражается и в акте выполненных работ, и в УПД.
Товарно-транспортная накладная
Назначение: для учета движения ТМЦ и взаиморасчетов.
Нужна ли при подтверждении вычета по НДС: нет.
Особенности оформления: ТТН выписывается на каждый автомобиль и каждую партию груза. Если в перевозке участвует транспортное предприятие, выписывается четыре копии ТТН:
- для отправителя (обязательна подпись водителя/экспедитора о получении груза)
- для получателя
- для перевозчика
- для того, кто будет оплачивать услуги перевозки.
Первый раздел ТТН заполняет отправитель груза, а в заполнении второго раздела принимают участие все: отправитель, получатель и перевозчик.
Важно: Подтверждать перевозку двумя видами накладных (ТН и ТТН) обязательно только в том случае, если вы занимаетесь перевозкой этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции. С другими товарами для подтверждения расходов на перевозку и входного НДС в целях налогового учёта оба документа иметь необязательно.
Если вы сомневаетесь, правильно ли ведутся транспортные документы в вашей компании, обращайтесь за услугой «экспресс-проверка». Проверим.