Налоговая хочет поговорить: что делать и куда бежать
Что способно привести бывалого бизнесмена в шок и трепет? Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган — получив эту бумажку, даже те, у кого в шкафу ещё сохранился малиновый пиджак, начинают бледнеть и нервничать.
Поэтому мы беспокоим своих клиентов только в крайнем случае, чаще просто пишем ответ и отправляем его по ТКС. Обычно ИФНС хочет пояснений по фонду оплаты труда (или его отсутствию) и формированию налоговой базы по страховым взносам. Это такой своеобразный налоговый спам.
Иногда налоговая хочет знать, когда компания планирует погасить накопившуюся перед бюджетом задолженность. Здесь тоже достаточно письменного ответа.
Но если налоговая вызывает руководителя по поводу взаимоотношений с контрагентами или финансово-хозяйственной деятельности, то письмом не отделаешься. В этом случае мы продумываем стратегию беседы, взвешиваем риски и прорабатываем с клиентом все возможные ответы (☝️ и не ответы!).
Бывает, что вызывают на комиссию. Бывают вызовы на допросы, которые нельзя игнорировать под угрозой штрафа. Но главное тут не штраф, а то, что неявка признаётся косвенным доказательством правонарушения.
Поэтому, если руководителя вызывают — нужно обязательно отреагировать. И помнить о статье 21 Налогового кодекса, по которой пояснения должностным лицам налоговой — право, а не обязанность. Если налоговая хочет принудительно получить информацию, пусть присылает требование о предоставлении пояснений.
Как это было у нас: исправление голубого воришки
Есть у нас один клиент на ОСНО, довольно крупный и со всех сторон симпатичный, кроме одного момента. Когда мы подписали с ним договор и влезли в первичку, то ужаснулись: он активно пользовался услугами фирм-однодневок и «технических» компаний.
Мы с такими товарищами не работаем, о чем ему и сказали. Он согласился, что был не прав и пообещал больше так не делать. Но продолжил — в следующем же отчётном периоде он краснел, бледнел, извинялся и раскаивался. Говорил, что очень сожалеет, и вообще оно как-то само получилось.
И так пару раз. Со стороны это выглядело забавно — он был ужасно похож на Альхена, голубого воришку из «12 стульев»: смущался, переживал, но продолжал своё чёрное дело. И это грозило неприятностями нам всем. Мы уже мысленно с ним расстались, и тут случилось неожиданное. Его вызвали в налоговую.
Наш Альхен страшно перепугался. Мы просидели с ним целый день, репетируя сценарий беседы, и домой он ушел как школьник — учить ответы. Наутро его ждали в налоговой люди с суровыми лицами, и, по его словам, это был самый неприятный экзамен в его жизни.
С тех пор как бабка отшептала. Прежде чем что-то сделать, он звонит нам и советуется: стоит ли так поступать и каковы риски? С этим симпатичным человеком мы работаем уже 3 года, и всё у нас хорошо.
В общем, вызов в налоговую — не всегда проблема. Предпринимателям, которые верят, что бухгалтер-фокусник спрячет в шляпе и хвост, и уши — задушевная беседа с инспектором помогает спуститься на землю. Главное, чтобы уведомление было оформлено по всем правилам:
- Вопрос, по которому налоговая хочет пояснений
- Место встречи
- Дата и время встречи
- Ответственное лицо, составившее уведомление
Если что-то из перечисленного отсутствует — смело пишите запрос на уточнение и получайте дополнительную отсрочку. Если сомневаетесь в своем учете – приходите к нам на консультацию.